Так уж повелось, что кому-то летать, а кому-то
ползать. Для кого-то небо - это бескрайняя синева над головой, а для кого-то
это безграничная свобода, ощущение полета, отсутствие каких-либо границ и
правил. Небо очищает и душу, и мысли человека, который оказался в его
владениях. Полет - это совершенно сумасшедшее чувство, которое не испытать на
земле и сравнить его невозможно ни с чем. Пожалуй, и тех, кто регулярно
поднимается в небо на самолетах или планерах, чтобы пролететь над вершинами
снежных гор, можно назвать сумасшедшими. В некотором смысле. Ведь не у каждого
найдется столько смелости (или безрассудства?), чтобы взлететь в небо и
прыгнуть с парашютом с высоты 900 метров.
Вот и
инструкторов, и летчиков Владикавказского Авиационно-спортивного клуба им.
Героя советского союза И.М. Дзусова можно запросто назвать сумасшедшими (в
хорошем смысле этого слова) энтузиастами. Аэроклуб является старейшим не только
на Северном Кавказе, но и в России, и недавно отметил свое 77-летие. Он был
создан 9 мая 1934 года во Владикавказе и стал центром подготовки летчиков
авиатехников, планеристов и авиамоделистов.
До 1941года в авиаклубе было подготовлено до четырех тысяч
авиационных специалистов. В годы Великой Отечественной войны 17 сынов Осетии,
отважных летчиков, воспитанников аэроклуба, стали Героями Советского Союза.
Среди них генерал-майор авиации Ибрагим Дзусов, в частях которого служили
трижды герой Советского Союза А.И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза
Г.А. Речкалов, Д.Б. Глинка и другие.
Авиаклуб так же подготовил сотни
спортсменов, среди которых 7 мастеров спорта СССР и 3 мастера спорта
международного класса. Дважды аэродром клуба был местом проведения первенств
СССР по парашютному спорту, собиравших сильнейших парашютистов страны и мира.
На прошедшем в 2009 году чемпионате России по планерному спорту команда из
Северной Осетии в составе Леонида Васькова и Владимира Панафутина стала
чемпионом России.
Немного найдется в России авиаклубов с
такой богатой историей и традициями, а самое главное- с такими профессионалами,
которые преданы небу и своему делу. Многие из них отдали авиации по 20-30лет,
помимо теоретических знаний приобретя богатый практический опыт, который
выражается в сотнях летных часов. Это Руслан Джиоев, бывший инструктор авиаклуба,
боевой летчик, пролетавший большую часть своей жизни на МИГ-21; Аслан Цороев,
летавший на СУ-27, способный демонстрировать фигуры высшего пилотажа; Руслан
Козырев, летчик профессионал реактивной и боевой техники…
Летчики-инструкторы Владикавказского
аэроклуба- это, пожалуй, самый яркий пример настоящего оптимизма и истинного
энтузиазма, огромного желания и упорства преодолеть любые трудности, которые
могут встретиться как на земле так и на небе.
Но в последние несколько лет старейший
аэроклуб России переживает не самые легкие времена. Государство не оказывает
никакой поддержки клубу, он существует только на энтузиазме пилотов и
спортсменов, преданных небу, без какой-либо поддержки и финансирования извне.
Но как известно, на одном энтузиазме долго не проживешь….
Главная проблема - это огромные
долги по услугам ЖКХ. Сотрудники не получают заработную плату уже более шести
месяцев. Основной доход- это парашютные прыжки и планерные полеты, которые в
последнее время стали большой редкостью из за плохих условий погоды, сильного
ветра и дождей. Сотрудники (в скромном количестве 10 человек) аэроклуба, самостоятельно
красят самолеты, занимаются их восстановлением и приобретают оборудование на
собственные средства. К тому же каждый вынужден выполнять несколько функций
одновременно, совмещать должности летчика, сторожа, техника, парашютного
инструктора….
Но это еще не все трудности, с которыми
пришлось столкнуться аэроклубу. 17 июня во Владикавказе было объявлено
штормовое предупреждение, прошла гроза со шквалистым ветром. Аэроклуб оказался
в самом эпицентре бури. На поле находилось 10 самолетов, семь из которых
получили сильные повреждения. А один Ан-2 с новым двигателем восстановлению уже
не подлежит. Два спортивных самолета Вильга-35 так же сильно пострадали от
града. *У самолетов оторваны стабилизаторы, повреждены крылья, рули высоты…
Ущерб, нанесенный ураганом, оказался очень значительным*- сокрушается начальник
аэроклуба Владимир Кулиев.
На ремонт одного самолета требуется
около двух миллионов рублей. Теперь сотрудников заботит вопрос не оплаты
собственного труда, а отсутствие средств на ремонт поврежденных машин. И помощи
от государства они уже не ждут. Создается такое впечатление, что руководство
республики и города совершенно не волнует существование старейшего в России и
на Кавказе авиационного клуба. А между тем многие спортсмены участвуют в
различных Российских и международных соревнованиях за свой счет, выступая под
осетинскими флагами и принося родине медали и призовые места.
Сотрудники клуба уверены в том, что своей
республике они совершенно не нужны, да и что скрывать, авиация не пользуется большим
успехом у нынешнего молодого поколения. Дети и подростки уже давно потеряли
живой интерес к небу и самолетам, с
каждым годом находится все меньше и меньше молодых энтузиастов, которые бы
хотели учиться летать и посвятить себя авиации… Наверное для этого надо слишком сильно любить
небо и быть преданным ему без остатка. Это что-то вроде романа, который длится
всю жизнь…
А пока сотрудники аэроклуба мечтают о
покупке республикой двух или трех реактивных самолетов, чтобы организовать полеты
экскурсии в горах Кавказа, дарить всем желающим уйму новых головокружительных
впечатлений и возможность испытать настоящий драйв!
Кира Авдеева, молодежная газета РСО-Алании "СЛОВО", 5 июля 2011г.